r_nomeaning

Categories:

"Святая кастраторша"

Для Филипа Рота роман «Она была такая хорошая» — единственный случай, когда центральной фигурой романа становится женщина, а действие разворачивается среди пресвитериан, лютеран и католиков средней Америки, исключая участие в событиях ассимилированных евреев. Прототипом главного персонажа — девушки по имени Люси — стала первая супруга Рота Маргарет Мартинсон, погибшая в автокатастрофе в 1968 году, через 5 лет после их развода. Вновь к этому образу Рот вернется в романе «Моя мужская правда», где в героине Морин Тернопол угадывается еще одна Люси. 

Три части произведения представляют собой зарисовки из жизни Люси Нельсон и ее близких. Роман выстроен с нарушением хронологической последовательности и с многочисленными ретроспективными отступлениями на протяжении всего повествования. Первая часть сумбурна и, в некоторой степени, является стилистической данью Фолкнеру («Шум и ярость»). Читатель сразу узнает, что главная героиня мертва. В дальнейшем автор демонстрирует как и почему героиня ушла из жизни, раскрывая семейный альбом своеобразных важных и не очень фотографических зарисовок, призванных объяснить причины тех или иных решений, слов и поступков. Персонажей Рот, при всей подробности описания ситуаций, представляет в несколько обезличенном виде, смещая акцент на их внутренние характеристики — наиболее детальное описание встречаем лишь у Люси: 

«Волосы какие-то пегие, желтовато-беловатые, и никакой челкой, конечно, не исправить такую топорную, почти квадратную форму лица — это она прекрасно понимала. Но если зачесать волосы наверх — вот как сейчас, — виден костлявый лоб. Глаза, правда, у нее ничего или были бы ничего на другом лице. И что самое плохое — глаза словно и не ее … Кожа сплошь усыпана веснушками, но хоть, слава богу, прыщей нет».

Роман насыщен действиями, герои постоянно куда-то идут, едут, едят, чем-то занимаются, разговаривают, шутят, ссорятся или все это вспоминают. Мысли персонажей выражены, в большей мере, поступками и бурными перепалками. Многие моменты представлены очень правдиво и несут в себе универсальные черты, знакомые каждому человеку. К примеру апогей истерии в доме Сауэрби или эпизод с оркестром, в котором отражена подростковая переоценка действительности:

«…мистер Валерио забрался на складной стул, который для него всегда выносили на поле, поглядел на них и прошептал, улыбаясь: „Добрый день, музыканты“, — и тут, перед тем как он взмахнул дирижерской палочкой, она вдруг поняла (сама не зная отчего), что в оркестре объединенной средней школы города Либерти-Сентр всего четыре девушки: кларнетистка Ева Петерсон с бельмом на глазу, Мерлин Эллиот, хоть она и была сестра знаменитого Билла Эллиота, но сама она заикалась; новенькая горнистка, которой мистер Валерио очень гордился, — бедняжка Леола Крапп — такое чудное имя, да еще в свои четырнадцать лет она весила две сотни фунтов „без ничего“. И — Люси».

Трагедия ключевой фигуры романа — Люси, в полном отсутствии рефлексии, в совокупности с категоричностью и стремлением быть незаурядной. Это порождает конфликты даже там, где нет для них особых поводов. Любовь окружающих девушка воспринимает как покушение на ее свободу и самостоятельность, выискивая неправоту даже там, где ее нет. Занимая пассивную позицию жертвы, Люси продолжает агрессивно диктовать свои условия и требования, признавая авторитетом лишь себя. Именно поэтому брошенное Джулианом прозвище «святая кастраторша» подходит ей как нельзя лучше. В итоге, отвергнув, пусть несовершенную, любовь других Люси приходит к тотальной пустоте, одиночеству и смерти.

В СССР роман был издан в 1971 в переводе американиста Александра Сергеевича Мулярчика с его же вступительной статьей, в которой подчеркивается наличие в произведении классической формулы социального детерминизма и жизненность образа героини. В книге читатель, увы, не найдёт комментариев (в тексте всего две сноски, поясняющие кто такие святые Тереза и Бернадетт), поэтому чтобы узнать, почему Роя называют «джи-ай» или кто такая Мария Монтес и что Бобби Бернс это поэт Роберт Бёрнс придётся пользоваться дополнительными источниками. Оформлена книга художницей Еленой Мухановой, придумавшей свой жанр — монументальная пастель.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded